Total War: Arena: Превью (ИгроМир 2017)

Разработчики Total War: ARENA не стали покидать свои комфортные офисы ради грандиозного «ИгроМира». А зачем, ведь цивилизация давно изобрела такое чудо программного кода, как Skype. Пока некоторые иностранные трудоголики ради встречи с журналистами тратят сутки драгоценного времени, утруждают себя и окружающих вялыми рукопожатиями, два девелопера из Creative Assembly, Лиф Барроуз (Leif Barrows) и Джошуа Уильямс (Joshua Williams), просто организовали видеоинтервью, показали геймплейный ролик и ответили на все наши вопросы.

Создателям этого щита стоит обдумать вариант узкого серпа молодой луны — дизайн будет ещё грациозней.

Феминисткам посвящается

Для тех, кто в танке: ARENA — это сильно выделяющийся на фоне других проект линейки Total War. Creative Assembly решилась сотворить онлайн-стратегию, и, хотя в основе её лежат традиционные механики, в ней почти полностью отсутствует однопользовательский контент. Никакой исторической кампании и глобальной карты — игровой процесс полностью вписан в формат относительно коротких сетевых матчей. Если вас, как и меня, интересует, насколько непохожим на оригинал будет геймплей и придётся ли ветерану Rome и Medieval проходить здешний «туториал», давайте разбираться.

В ARENA представлены три фракции: варвары, римляне и греки. Отличаются они прежде всего стилем ведения боевых действий. Так, варвары хороши в разведке и неожиданных манёврах; греки великолепно обороняются; организованные и бронированные римляне отличаются стойкостью в атаке.

Помимо различий в типах «юнитов» и ветках их развития, у каждой из сторон будет свой набор генералов — реальных исторических личностей. Эти персонажи обладают несколькими активными способностями, существенно влияющими на исход боя. Неплохой повод лишний раз открыть энциклопедию. Если о Германике и Цезаре слышали почти все, то что, например, вы знаете о царице иценов Боудикке? Да, и не удивляйтесь: война — дело не только мужское, и на данный момент из десяти военачальников два представляют прекрасный пол.

Всего в игре 146 типов отрядов, а также 16 премиум-отрядов, обзавестись которыми вы сможете за реальные деньги. Разработчики сразу устранили возникающее беспокойство о балансе: «платные» бойцы по своим характеристикам не превосходят стандартных. Но они имеют какую-то особенность, которая может удачно дополнить избранный вами боевой стиль. Прикупить «элиту» стоит в том случае, если вы хотите усилить тактический потенциал войск уникальными геймплейными особенностями. Например, варварам можно разнообразить свои ряды метателями дротиков, хотя в их стандартных «казармах» о такой специализации и не слыхивали.

Нет, ну действительно, в Античности воевали настоящие эстеты.

Быстрее, «бесплатнее», короче

В баталии участвуют команды по десять игроков, каждый из которых контролирует три отряда. Количество солдат в одном подразделении варьируется в зависимости от типа войск. Однако среднее значение общего числа участников сражения приблизительно равняется шести тысячам — это много в сравнении с другими представительницами серии.

Масштаб и степень эпичности происходящего возрастают также за счёт того, что карты стали поменьше, а воины — пошустрее. В показанном нам геймплейном видео стычки начались уже через тридцать секунд после начала матча. Всё действо длится около десяти минут — средний показатель для большинства боёв. Динамика существенно возросла, «юниты» прытко бегают по полю, схлестнувшиеся отряды без лишних танцев с саблями удобряют телами солдат землю.

Создание тактически правильных комбинаций отрядов — залог победы. Несложно догадаться, что каждый «юнит» обладает своими характеристиками, а также пассивными способностями, определяющими его роль в сражении. Нам был продемонстрирован матч, в котором целью игроков было захватить вражескую базу и защитить свою.

Сражение начинается с выбора позиции отрядов. Делается это с учётом ваших планов на будущее: остаться охранять базу или атаковать в каком-либо направлении. На карте тут же появляются какие-то кружки и метки. Разработчики объясняют, что так союзники согласовывают свои действия. Наверняка непростой задачей для Creative Assembly было создание понятного и эффективного канала коммуникации между пользователями. Ведь слаженность действий крайне важна для командной игры — особенно стратегической. Желающим высказаться позволили «вешать» различные информационные метки на вражеские отряды или защитные объекты. Не отвлекаясь от происходящего, можно попросить артиллерию атаковать неугодного «юнита» или посоветовать коллегам занять оборону в определённом месте.

Разработчики уже сделали шаги на пути упрощения коммуникации между «рандомными» пользователями и сообщают о положительных результатах ЗБТ. В большинстве случаев незнакомые друг с другом люди успешно координируют свои действия. Но создатели собираются вводить дополнительные формы связи, чтобы, например, даже «чайникам» более опытные коллеги по команде могли быстро дать понять, куда пойти, какую линию защищать и так далее.

Боудикка… Обычные феминистки ликуют. А креативные феминистки возмущённо доказывают, что женщины способны не только собаками руководить.

Боудикка — повелительница псов

Итак, создание плана на бой. Человек, записавший видео геймплея, выбрал в качестве командира хорошо известную в узких иценских кругах Боудикку. Если вы ещё не заглянули в энциклопедию, то замечу, что в реальной истории дамой она была смелой, но познать прелесть военной победы хоть раз ей не посчастливилось. Перспективный военачальник получает соответствующую армию — два отряда боевых псов. А также группу прозаичных мечников. Чтобы хоть кого-то убили.

Инфернальная дама на колеснице в окружении десятков яростных церберов — говорят, этот набор подходит для быстрой атаки, и поэтому войска Боудикки сразу направляются в сторону врага по южному пути. Союзники разбредаются по центральной и северной линиям — всего дорожек между базами три, как в классической MOBA. На пути к цели есть стратегически важные точки, увеличивающие радиус обзора и позволяющие артиллерии атаковать более эффективно. За одно такое место и разворачивается первая битва.

Копейщики и мечники противника оказались шустрее наших собачек и уже заняли позицию. Боудикке приходится атаковать. Наступает классика Total War — игра в «Камень, ножницы, бумагу». Копейщики, мечники, псы и лучники пытаются выйти на наиболее подходящего для себя соперника. Знакомые полоски над головами бойцов сигнализируют о состоянии здоровья и силе боевого духа отряда, без которого вояки побросают оружие, подожмут хвосты — и к маме. Как-то влияют на происходящее пассивные и активные способности участников собачьей бойни. Всё знакомо, отличие чувствуется только в ускоренном ритме перемещения войск, а также во взаимодействии с союзниками — нужно улавливать их сигналы и при необходимости помечать отряды «чёрными» метками для артиллерийского огня.

В результате профессиональных и слаженных совместных действий вооружённых людей и их четвероногих друзей Боудикке удаётся победить. Где-то вдали краем глаза мы видим масштабные сражения на других линиях, что делает зрелище действительно эпическим. Там дела похуже: союзники отступают и готовятся к обороне базы. А основная миссия теперь лежит на плечах иценской правительницы.

Взятие обеих баз начинается одновременно: враги уже стоят на родной земле, а наши собачки добрались до чужбины. На этом этапе геймплей приобретает новый тактический оттенок, ведь чем больше воинов находится на территории, тем быстрее происходит захват. Сбить таймер можно, нанеся урон оккупирующим силам. Нужно решать, что перспективнее — заводить максимальное количество «юнитов» на базу противника или мешать врагу присвоить наши владения.

Тест Роршаха времён Древнего Рима: что вы видите на своём щите? Если стрелу, то вы однозначно живы.

Боудикка победила благодаря тому, что на её базе оказалось какое-то сооружение, атаковавшее чужаков. Тем не менее стационарных защитных построек, высоких городских стен или рвов в конечной версии не будет. У римлян есть архитекторы, которые могут строить оборонительные заграждения в процессе боя, однако масштабных осад укреплённых городов ожидать не стоит.

Нужно отметить, что не все карты имеют структуру трёх линий. Битвы в ARENA отсылают к историческим сражениям, и в соответствии с ними определяется как список целей, так и дизайн самих локаций. Есть открытые пространства, есть варианты, в которых поровну сочетаются городская и лесная зоны, есть смешанные карты вроде «Марафона». Там тоже просматриваются три основных направления: скала, ущелье и центр, который представляет собой большую территорию с голой равниной и лесом. Выбирайте путь перемещения с умом. Поскольку показатели эффективности отрядов зависят от типа местности, при тактическом планировании необходимо также учитывать специфику рельефа.

Опыт бесценен. Если нет серебра

Важным фактором успеха free-to-play-проекта является качественная система прогрессии игрока. В ARENA, по всей видимости, с ней всё в порядке. У генералов большие перспективы совершенствования талантов, а у каждой фракции свои ветки развития «юнитов» с десятью улучшениями. Также предусмотрен широкий выбор обмундирования. У любого отряда есть свой личный инвентарь с пятью слотами. Какие нагрудники будут украшать ваших королевских спартанцев или насколько острыми будут стрелы у греческих лучников, — решайте сами. Конечно, разработчики не забыли пополнить магазин не имеющими функционального назначения косметическими радостями. Всё же важно, какой герб увидит противник на щитах ваших римлян.

По завершении каждого матча участники получают серебро — игровую валюту — и опыт, которые можно вкладывать либо в развитие навыков генералов, либо в улучшение отрядов. Немалая часть завоёванного добра автоматически уходит на восстановление потрёпанных или разбитых «юнитов». К финансовому отчёту прилагается подробная статистика полезных действий, позволяющая узнать, за что именно в карман прилетела монетка: за победу, урон, обнаружение противника, захват базы. Порадует и табличка с бонусами, которые выдаются за совершённые подвиги. А ещё разработчики ввели титулы, знаки отличия, уровни аккаунта, цвета отрядов, многофункциональную систему повторов… В общем, ARENA всеми возможными способами мотивирует игрока стремиться к славе, воевать с чувством, с толком, с расстановкой и совершенствовать своё мастерство.

«В какой скучной центурии я живу!» — из мыслей римлянина, встречающего воина в железной кепке, зелёной рубахе и с ярким полосатым одеянием на ногах.

Но насколько милостива местная монетизация к любителям медленного, но самостоятельного взросления? Разработчики уверяют, что даже без денежных вливаний играть будет комфортно. Чтобы создать общее представление о скорости бесплатного получения контента, приведём следующее заявление: для открытия одной ветки развития отрядов фракции варваров (а их всего три-четыре), придётся провести приблизительно полторы тысячи матчей. А средняя продолжительность боя, напоминаем, равняется десяти минутам. Это вполне нормальные временные затраты для free-to-play. Приемлемы ли они для вас — решайте сами.

***

С точки зрения выбранной модели распространения Total War: ARENA выглядит почти идеально. Короткие сессии, куча мотивирующих «челленджей» и званий, а также реальная возможность получить закрытый контент собственным трудом. Но насколько ценна игра как стратегия в линейке Total War?

Визуально её почти не отличить, основные принципы и механики не тронуты. Но ряд незначительных изменений и нововведений, продиктованных мультиплеерным статусом проекта, слегка меняет восприятие геймплея. Некоторым стратегам-«олдфагам» могут прийтись не по вкусу суетливая скоротечность боя, микроконтроль всего трёх отрядов, зависимость от членов команды. Но это их проблемы — на мой взгляд, переезд боевой механики Total War в сетевой сегмент рынка осуществляется логично и правильно, а постоянное сканирование Creative Assembly процесса ЗБТ и активная реализация идей игроков дарят веру в успех.

igrunworld.ru